Сайт

Матрешка - Занятие 1

Дата: 23-12-2010, 12:15 Просмотров: 11916 Автор: admin

Матрешка - Занятие 1


Из истории народной игрушки. Выполнение сувенира «Матрешка».
Изучение данной темы рассчитано на 3 занятия (12 ч).
Оборудование и материалы. Образцы народных игрушек, репродукции с изображением народного костюма, сувенир-матрешка из ткани, альбомы, карандаши, краски или фломастеры.

План занятия:
1. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма.
2. Анализ образцов народной игрушки — связь материала, формы и росписи.
3. Практическая работа: зарисовка в альбом различных видов матрешек, самостоятельная работа над эскизами матрешек в различных костюмах.

Ход занятия.
Педагог знакомит кружковцев с некоторыми видами народных игрушек, выполненных из дерева, глины, ткани; рассказывает о развитии народных промыслов. Поскольку тема занятия — изготовление матрешки из ткани, то рекомендуется остановиться на различных образцах традиционных матрешек, выполненных из различных материалов. Игрушка — эта часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образцы и художественные средства выразительности.

Вот особенно нарядные игрушки! Вылеплены они из куска глины, линии фигурок плавные, неторопливые, нет мелких и лишних деталей. Их не спутаешь с другими игрушками — белоснежный фон нарядов расписан простыми узорами в виде точек, полосок, кружочков, овалов. Лица игрушек-кукол румяны, словно от мороза. Дымковские мастерицы любят насыщенный цвет — красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, зеленый, особен» но празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Вытянутыми, удлиненными формами отличаются филимоновские игрушки (Тульская область). Костюм филимоновских кукол украшают орнаменты, характерные для узорного ткачества, вышивки, розетки, круги, еловые веточки, черточки, полоски. В раскраске преобладают красный и малиновый цвета в соседстве с зеленым, темно-синим, иногда на желтом фоне.

Далее преподаватель рассказывает о расписных деревянных матрешках различных областей (см. с. 8), показывает, чем отличается одна матрешка от другой, сравнивает детали народного костюма и роспись одежды матрешек.

Кружковцы принимают активное участие в разборе формы, росписи, материала. Знакомство с народной глиняной и расписной деревянной игрушкой дает им более ясное представление о связи формы предмета с материалом, орнамента — с общим замыслом изделия.

Переходя к работе над эскизами матрешки из ткани, следует немного рассказать о народных тряпичных игрушках, изображающих людей. Костюм древней грузинской куклы из ткани воспроизводит точную копию настоящей одежды, а лицо игрушки обозначено крестом. У эскимосской куклы в национальной меховой одежде тоже нет лица, а вместо носа часто пришит птичий клюв — эскимосы боялись, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребенку.

Заканчивая беседу о народных игрушках, педагог обращает внимание на общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Главные из них — это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала.

Затем руководитель показывает детям образцы матрешек из ткани, заготовленные заранее, останавливаясь на основных пропорциях игрушки, деталях костюма, цветовых сочетаниях; предлагает всем нарисовать свою матрешку и расписать ее кому как нравится. Зарисовка игрушек в альбоме дает возможность кружковцам лучше представить общий вид модели, пропорции, помогает понять конструкцию, расположение деталей, развивает фантазию в художественном оформлении костюма.

Практическая работа. Педагог объясняет, как лучше расположить рисунки на листе, с чего начать, как пользоваться карандашом, красками, кистью. Для большей наглядности, помогая кружковцам найти правильные пропорции, нарисовать детали одежды, выполняет рисунок в большом масштабе, объясняя основные приемы графического изображения. Обращает внимание детей на условную роспись лица, прическу, головной убор, расположение узоров на сарафане, на сходство костюма игрушек с народным костюмом различных областей.
Кружковцы размещают на листе альбома три одинаковые основы игрушки, представляющие собой треугольник — сарафан и кружочек — голову, при этом можно пользоваться линейкой. Дальнейшее использование линейки нежелательно.

Дети рисуют матрешек в различных одеждах, в цвете. Руководитель наблюдает за ходом работы, дает дополнительные объяснения, демонстрирует наиболее удачные рисунки кружковцев.
В заключение рекомендуется провести организованный просмотр эскизов, разложив их на столе, и привлечь школьников к оценке выполненной работы. Лучшие из эскизов впоследствии ,используют при выполнении кукол.
| Напечатать

Другие новости по теме:

Это интересно!
Продажа однокомнатных квартир - квартиры от девелопмент юг краснодар. 3 монолитных дома.
Опрос
Оцените работу движка
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Наши друзья!